Приоритетный национальный проект "Образование"

 

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во вторых,  конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".

Задачи проекта

Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса. 

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставленные в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повысили доступность качественного образования для всех российских школьников. 

Вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием. 

Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены".

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" с 2006 года осуществляется поддержка лучших учителей. Целью данного мероприятия является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала.

В рамках данного направления национального проекта в 2006-2009 годах ко Дню учителя выплачивалось денежное поощрение 10 000 лучших учителей в размере 100 тыс. рублей каждое. Начиная с 2010 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. № 117, ежегодно выплачивается денежное поощрение 1 000 лучших учителей в размере 200 тыс. рублей каждое.

Государственная поддержка лучшим учителям будет осуществляться ежегодно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в объеме 0,2 млрд. рублей. Количество денежных поощрений каждому субъекту Российской Федерации определяется Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом числа обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности.

Согласно Положению о денежном поощрении лучших учителей, утвержденному Указом Президента Российской Федерации, денежное поощрение выплачивается лучшим учителям образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.
Выплата денежного поощрения учителям осуществляется по результатам конкурса. На участие в конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической работы не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные учреждения, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Лица, осуществляющие в общеобразовательных учреждениях только административные или организационные функции, права на денежное поощрение не имеют. Учитель, получивший денежное поощрение, имеет право повторно участвовать в конкурсе не ранее чем через пять лет.

ПРАВИЛА
присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядок выплаты указанных премий

1. Настоящие Правила устанавливают порядок присуждения премий для поддержки талантливой молодежи (далее - премии) и порядок выплаты указанных премий, присуждаемых гражданам Российской Федерации в возрасте от 14 до 25 лет включительно -победителям и призерам международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе (далее - конкурсные мероприятия), победителям и призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий (далее - олимпиады и иные конкурсные мероприятия).

2. Победителями и призерами олимпиад и иных конкурсных мероприятий при присуждении премий признаются победители и призеры заключительных этапов олимпиад и иных конкурсных мероприятий.

Возраст победителей и призеров олимпиад и иных конкурсных мероприятий определяется на момент даты проведения конкурсного мероприятия.

3. Олимпиады и иные конкурсные мероприятия проводятся одним или несколькими организаторами - федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными (муниципальными) образовательными учреждениями высшего профессионального образования, негосударственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, государственными (муниципальными) научными учреждениями с возможным участием одного или нескольких государственных (муниципальных) или негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, образовательных учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, общественных организаций и государственно-общественных объединений, средств массовой информации, иных юридических лиц.

4. Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии (далее - Перечень), ежегодно до 1 октября года, предшествующего году присуждения премии, утверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство).

5. Для формирования Перечня и отбора кандидатов на присуждение премии Министерство на конкурсной основе определяет уполномоченную организацию.

6. В Перечень включаются всероссийская олимпиада школьников, международные олимпиады по общеобразовательным предметам, олимпиады, а также иные конкурсные мероприятия, перечень которых утверждается Министерством.

Отбор других олимпиад и иных конкурсных мероприятий для включения в Перечень осуществляется по следующим критериям:

наличие Положения (регламента) об олимпиаде и ином конкурсном мероприятии, утвержденного организатором;

проведение олимпиады и иного конкурсного мероприятия в несколько этапов, при этом заключительный этап олимпиады проводится обязательно в очной форме;

подведение итогов олимпиады и иного конкурсного мероприятия по результатам личного (индивидуального) зачета;

проведение олимпиады и иного конкурсного мероприятия организатором на протяжении двух или более лет, предшествующих году подачи заявки для включения в Перечень.

7. Премии носят персональный характер, присуждаются победителям и (или) призерам по одной олимпиаде и иному конкурсному мероприятию и не могут присуждаться повторно в течение года, в котором осуществляется выплата премий.

8. Количество премий по олимпиадам и иным конкурсным мероприятиям, проводимым субъектами Российской Федерации, устанавливается пропорционально численности проживающих в субъекте Российской Федерации граждан, указанных в пункте 1 настоящих Правил, и ежегодно утверждается приказом Министерства.

Олимпиады и иные конкурсные мероприятия проводятся субъектами Российской Федерации по следующим номинациям:

социально-значимая и общественная деятельность;

научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность;

профессиональное мастерство;

художественное творчество;

любительский спорт.

9. По итогам олимпиад и иных конкурсных мероприятий организаторы не позднее 5 сентября текущего года представляют в уполномоченную организацию список кандидатов на присуждение премии в электронном и печатном виде и следующие документы для присуждения премии:

копия протокола жюри (судейской коллегии), заверенная организаторами в установленном порядке;

копия Положения (регламента) об олимпиаде и ином конкурсном мероприятии, победитель которого выдвинут кандидатом на присуждение премии, заверенная организаторами в установленном порядке;

копия приказа (решения) организатора об итогах олимпиады и иного конкурсного мероприятия, заверенная организаторами в установленном порядке;

копия документа, удостоверяющего личность кандидата на присуждение премии (на каждого кандидата);

справка с места учебы (работы) на каждого кандидата (при наличии);

личное заявление от кандидата о выплате премии, форма которого определяется Федеральным агентством по образованию (далее-Рособразование).

10. Уполномоченная организация до 5 октября текущего года проводит экспертизу представленных документов и представляет список кандидатов для присуждения премий в Министерство.

11. Присуждение премий производится приказами Министерства не позднее 15 октября.

12. Лицам, которым присуждены премии, вручается Диплом о присуждении премии, форма которого утверждается Министерством.

13. Приказы Министерства о присуждении премий размещаются на официальном Интернет - портале Министерства - www.mon.gov.ru.

14. Денежная часть премии перечисляется Рособразованием лицам, которым присуждены премии.